Лев Стукалов
Художественный руководитель театра
Заслуженный артист России
Л.Я.Стукалов родился в 1945 году в городе Ленинграде. В 1971 году окончил ЛГИТМиК (ныне Санкт-Петербургская академия театрального искусства) по классу профессора Г.А.Товстоногова. Работал во многих городах России. Ставил спектакли в Москве. В Ленинграде, ныне Санкт-Петербург, осуществлял постановки в театре Драмы и Комедии на Литейном, в Молодежном театре, в театре Комедии имени Акимова, в театре имени В.Ф.Комиссаржевской, в Учебном театре Академии театрального искусства.
С 1992 по 1994 год возглавлял Омский Академический Театр Драмы. Принимал участие в совместных театральных проектах с театрами Японии, Польши и Америки. Известен постановками: “Кража” В.Астафьева, “Женитьба” Н.В.Гоголя, “Ромул Великий” Ф.Дюрренмата, “Лягушки” Аристофана, “Панночка” Н.Садур, “Все о Еве” Орра и Дэнхема, “Горящее сердце” А.Н.Островского, “Игрок” Ф.М.Достоевского, “Липериада” М.Лассила, “Лав” М.Шизгэла, “Дело корнета О-ва” Е.Греминой и др.
Л.Я.Стукалов воспитал не одно поколение артистов. В Академии театрального искусства на кафедре актерского мастерства доцентом которой он является. На основе выпускного курса 2000 года был создан “Наш Театр”. Его художественным руководителем стал Л.Я.Стукалов.
Лев Стукалов о “Нашем театре”
“Не могу сказать: я создал этот театр. Нет, он именно родился, естественно родилась наша “Липериада” из маленького учебного отрывка. И при рождении нового театра мы обошлись без нервного курения, клятв и ночных бдений. Просто спокойно и напряженно работали. Кроме того, еще раз повторю: с этими молодыми людьми так интересно и радостно работать, что у меня не было колебаний, стоит ли пускаться с ними в рискованное плавание по океану свободной творческой жизни.
На вопрос о творческом кредо отвечаю – это театр для простых людей”.
Пресса о Льве Стукалове
“Все складывается пока удачно, даже удивительно”, – говорит он. На самом деле, такая “удачливость” – знак небес, что все делается правильно. В противном случае преграды стали бы непреодолимыми. По-моему, самое “правильное”, что случилось, это встреча талантливых молодых актеров со Львом Стукаловым. Это имя приятно слуху настоящих петербургских театралов. Ученик Георгия Товстоногова явно впитал приемы блистательной режиссуры мастера. Это видно в знаменитых “Лягушках по Аристофану”, в “Краже” по Астафьеву, “Все о Еве” Орра и Денхема и так далее. Стукалов умеет сразу две веши, обе главные. Во-первых, работать с текстом, то есть читать его самостоятельно и, наверное, не без видений. Во-вторых, работать с актерами, наверное, до изнеможения. В результате, они абсолютно включены в роль, внятно говорят со сцены, каждый осмысленно ведет свою партию, а в результате, получается дружный ансамбль. Художественный руководитель не взялся за формулировку концепции нового театра, но он считает самым важным внушить зрителям ежесекундную радость от присутствия их на спектакле. Задачка, надо сказать, высокого уровня сложности”.
“Ну, я пошел…”, Дружинина Е.
(“Интеллектуальный капитал”, N7(27), ноябрь 2000 года)
“Лев Яковлевич – ученик Г.А.Товстоногова. В его постановке вышли такие спектакли как “Лягушки” Аристофана, “Биография” М.Фриша и “Все о Еве” Орра и Денхэма. Странник, чудак, мечтатель. Судя по феноменальному количеству сценических решений в “Липериаде” – режиссер Божьей милостью. Просто – не вышел гладкий, непрерывный разговор с современниками, а вышло странствие, многотрудное плавание по временам и театрам, с непрерывной, видимо, внутренней работой мысли.
Стукалов много сохранил в себе, умножил и отдал ученикам. Об этом и хотелось бы потолковать, ибо тут речь и о театре, и о жизни: замечательным образом абсолютно театральное, чисто игровое сомкнулось в стукаловских постановках со своим, можно сказать, даже философским, отношением к жизни”.
“Жизнь хорошая такая”, Москвина И.
(“Театр”, N3, 2000 год)