СПб ГБУК «Петербург-концерт»

“Черная рука, красная простыня, зеленые пальцы: “Панночка” Нины Садур в “Нашем театре”

Юлия Яковлева ("Коммерсант", N123, 16 июля 2001 года)

Петербургский “Наш театр” показал премьеру “Панночки” Нины Садур – пьесы по гоголевскому “Вию”.

“Наш театр” существует первый сезон, в любви к нему сходятся тинэйджеры и критики. Крепко биться за зрительские симпатии не пришлось. Его заметили еще тогда, когда его актеры вместе учились в питерской Театральной академии. Курс выдался одаренный, рассыпать его по разным театрам пожалели и сформировали отдельную труппу под руководством Льва Стукалова, который ныне сочиняет ей репертуар. По сей день в программке актеров именуют как в школьном журнале: М.Семенова, С.Романюк, Ю.Тарасов, А.Васильев, М.Крупский.

Труппа приписана к “Петербург-концерту”, своего помещения не имеет: первых двух “Панночек” давали в Театре Эстрады, на продолжение премьерной серии пустил к себе Лев Додин. Этот образ жизни диктует эстетику: декорации и реквизит минимальны, главная ценность театра – его актеры, готовые к мгновенной перемене мест. Такова и “Панночка”. Правда, в отличие от прежних спектаклей, бедность малобюджетного театра здесь обыграть не удалось: она так и осталась самой настоящей бедностью, а изобретательные акустические эффекты губит плохая фанера.

Но Лев Стукалов ставит “Панночку” именно как феерию, делая раскованный профессионализм и органику своих актеров подножием для интонационных трюков-пикировок и азартных пластических аттракционов. Крайности режиссерского индивидуализма пересекаются: интересует не позиция, а артистическое проживание текста изнутри. Не надо искать в “Панночке” воззрений Льва Стукалова на Гоголя. Есть лишь поэтические воззрения режиссера на его актеров, а в их лице на счастливую человеческую юность вообще с ее игрушечными тревогами и упоением жизнью.

Спектакль начинается пропетой в темноте детским голоском песенкой про черный-черный гроб, который стоит в черной-черной комнате. Мистику спектакля она описывает вполне. Истории о ведьме здесь рассказывают в полутьме и дружно вопят от ужаса не потому, что страшно, а потому, что вскрикнул кто-то из слушателей. И даже плывущая по воздуху покойница бледна так, будто никакая она не покойница, а просто во сне ее намазали зубной пастой хулиганы из соседнего отряда. Такой, в общем, симпатичный пионерский лагерь, в который хочется записаться на повторный заезд.

“Коммерсант”, N123
16 июля 2001 года