СПб ГБУК «Петербург-концерт»

«ЭТО ЗА МНОЙ!» Надежда Таршис ПТЖ 21 сентября 2023

Надежда Таршис о премьере “АЛЬМАР. Красавица и чудовище”

В «Нашем театре» премьера. Накануне своего 90-летнего юбилея Александр Гельман увидел две премьеры по своей новой пьесе. Про московскую постановку с Ксенией Раппопорт и Алексеем Серебряковым сказать ничего не можем — кроме того, что лукавые одежды броского драматургического дуэта про гения физики Альберта Эйнштейна и его бедовую пассию, русскую шпионку Маргариту должны прийтись впору многим артистам и многим антрепризам.
Когда-то в «Нашем театре» была поставлена Львом Стукаловым «Скамейка» Александра Гельмана, лучшая из виденных. У Александра Орлова эта самая зеленая скамья была изумительно удлинена, теряла обиходные параметры, стояла параллельно рампе и становилась чудесным аппаратом для игры. А уж Юлия Молчанова и Андрей Смелов/Дмитрий Лебедев завинчивали сюжет, лишь по видимости жанровый, «садово-парковый», в захватывающую бытийную драму. Их «Скамейка» возникла, когда «Наш театр» еще играл на улице Желябова и великолепно выученная и сыгранная труппа еще не рассеялась по другим сценам. Сейчас компактная «Скамейка» — старожил афиши «Нашего театра», ее малометражность уже просто условие выживания.
И вот «Альмар». Тот же драматург, и вновь пьеса на двоих артистов. Броскость мнимого «байопика» отринута Стукаловым, хотя у этого режиссера, за что бы он ни брался, зритель не заскучает.
Альберт Эйнштейн, измотанный сознанием вины (действие происходит в августе 1945 года, после бомбардировок Хиросимы и Нагасаки) и ночными кошмарами, где его виновность принимает глобальные, фантасмагорические черты, — эта фигура без обиняков драматична. Сверхпопулярная фотография ерничающего Эйнштейна с высунутым языком дала импульс к трансформации героя. Во второй половине спектакля клоунские башмаки и буйный седой парик окончательно обнажат тотальное отчаяние персонажа Льва Стукалова.
Да! Альберта Эйнштейна играет Лев Стукалов. Он выходит на сцену и в «Борисе Годунове», недавней крупной удаче «Нашего театра» (ПТЖ писал о ней). И там, и тут становится артистом, не выпуская из рук режиссерские вожжи. В «Борисе Годунове» театр сам, как таковой, был персонажем. Игрался спектакль, «который никогда не будет поставлен»: Годунов Льва Стукалова и был персонажем-проблемой от театра, раскрывавшейся «здесь и сейчас».
В новой премьере «Нашего театра» персонаж превозмогает рамки ударного и самодостаточного актерского дуэта. Выламывается из них. Конечно же, режиссер с суровой самоотдачей играет о себе и о нас, об ответственности, о сокрушительном фиаско жизненного итога. Марианна Семенова, актриса из славной когорты «Нашего театра» со дня его основания, играет Маргариту, приехавшую проститься с Альбертом. Все действие пьесы и спектакля происходит в один-единственный прощальный день. «Альмар», Альберт и Маргарита как нерасторжимое целое, возникнет в финале, и это трагическая мизансцена. Их бросает друг к другу словно порывом ветра, шарф Маргариты полощется в воздухе, как белый флаг, знак катастрофы обоих.
Но до этого все полтора часа спектакля мы видим виртуозное каприччио Маргариты рядом с сумрачной сосредоточенностью Альберта, с редкими вспышками гнева — как искрами из-под пепла. Пепел — значимый мотив спектакля. Пепел концлагерей и радиоактивный пепел Хиросимы, пепел, погребающий мир. Марианна Семенова здесь воплощает неизбывную, кажется, неистощимую женственность, попавшую в беспощадные жернова. Не сразу мы понимаем, что муза, опора и поддержка героя — сама в капкане у тех, кто когда-то завербовал ее. Она не обольщается относительно своих перспектив в сталинской России, куда теперь затребована вместе с мужем.
Бесконечно прихотливые перепады в мелодике речи и в пластике Маргариты — отдельный мотив в постановке. Все это ее притягательное, длящееся каприччио, оказывается, призвано скрыть ужас. Оно обрывается резким клаксоном у ворот и ее финальным, повторенным несколько раз, вскриком: «ЭТО ЗА МНОЙ!»
И вновь позволю себе экскурс за пределы спектакля, он здорово провоцирует к тому. «С любимыми не расставайтесь» — Володин мог еще позволить себе такое душеспасительное обращение в названии пьесы. Незабываемый, многократный крик героини «я скучаю по тебе, Митя» (в постановке Геннадия Опоркова в нашем Ленкоме, Николая Шейко в Минском ТЮЗе) был отчаянным, именно — «одиноким голосом человека». Но стоит оценить дистанцию в полвека с лишним, прошедшую с тех пор.
В сущности, весь «Альмар» сегодняшнего «Нашего театра» — это сигнал о катастрофе, объявшей мир. Терпят крушение и такие разные личности, и две судьбы в их неразрывности — с полным сознанием своей причастности к происходящему.

  1. Комментариев пока нет, но вы можете создать первый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *