СПб ГБУК «Петербург-концерт»

ГЛАЗ НЕ ОТОРВАТЬ

Екатерина ДАНИЛОВА. PROсцениум, № 15-16(137-138), октябрь 2012.

Свято верю, что не всё то театр, что происходит на сцене для развлечения. Время диктует создание развлекательного контента для широкого потреблени­я, на фоне этого неминуемо возникает узкая рафинированная прослойка новаторов от театра. Изыски новаторов, на самом деле, тоже искусство для масс. Это оппозиционная игра со всё возрастающим потребительским спросом, но редко когда постановки задевают эмоциональные струны конкретного зрителя… Немногие «знатоки» транслируют, что сходить на тот или иной спектакль модно. Но в самоцельной погоне за «новым языком» люди искусства забывают о действительных любителях театра. Тех, для которых спектакль – это погружение в вечные истины и источник интеллектуального общения. Для таких зрителей важен авторский контекст, режиссёр, говорящий через своих актёров понятным, порою предельно простым художественным языком, важна деликатность подачи. Спектакль, о котором пойдёт речь, создан для этих зрителей.Новая постановка Льва Стукалова по пьесе Эдварда Олби «Что случилось в зоопарке?» можно назвать событием, если помнить, что произведение искусства может быть событием само по себе. Одноактная пьеса, два актёра, одна история. Единство времени и пространства, чистое мастерство русской актёрской школы. Тонкие, звенящие взмахи режиссёрской, как дирижёрской палочки, видны только знатокам. Актёры незащищены, а потому свободны. И Сергей Романюк, и Василий Шелих ответственно и профессионально распоряжаются этой свободой, а зритель будет удивлён неисчезающ­ему вниманию ко всему, что на сцене происходит… А там просто два человека говорят друг с другом. Возможно, в нашем мире не хватает именно этого. Разговора одного человека с другим. Диалога. Все возрастающий саспенс не отпустит и после спектакля. У каждого режиссёра свой путь развития. И складывается он, повинуясь как внешним обстоятельствам, так и внутренним запросам художника. Зная все спектакли, поставленные Львом Стукаловым в нашем городе, говорю без преувеличения, что сейчас у этого режиссёра Болдинская осень. Внутреннее расслабление, некоторая усталость от сопротивляющегося пространства вокруг открыли лёгкое дыхание творчества, – не напряжённое, не агрессивное, а чистое и прозрачное, как осенний рассвет. Актёрские работы заслуживают отдельного слова. Сергей Романюк сыграл в «Нашем театре» множество ролей, ролей разноплановых и сложных. Но в этой постановке ему удалось соединить характерные нити своих прошлых персонажей, комизм формы, трагичность внутреннего содержания и высочайший темпо-ритм. Родился новый герой – Джерри. Питер – персонаж, который длительное время поставлен в положение слушателя. Это определённое испытание для артиста. Василий Шелих превосходно справляется, а эмоциональным всплеском в конце придаёт своему персонажу объём, даёт возможность зрителю острее и точнее сопереживать ему. Хочется отметить и работу художника Марины Еремеечивой. Зритель увидит перед собой упрощённые декорации ярких цветов, лишённые полутонов. Эта, в некоторой степени, детская простота и конкретность сыграет на общую идею спектакля. На уровне подсознания цвет, который вызывает положительную эмоцию, станет раздражителем. И на контрасте с происходящим усилит ощущение трагичности. Спектакль простой и мощный. Думающий зритель получит пищу для размышлений. Вибрирующая диаграмма чувств от смеха до ужаса, от страха к жалости, от безысходности к смирению – вот к чему стоит быть готовым. Два человека встретятся в парке на скамейке. Поговорят, а вы уйдёте с щемящим чувством, что вы уже не такой, как были час назад.