СПб ГБУК «Петербург-концерт»

Ближайшие спектакли:

  • 08.12

    Екатерининское собрание Наб.к.Грибоедова 88

    Александр Гельман

    Пьеса о любви

    Начало в 19:00

  • 12.12

    АРТ-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Сценическая фантазия


    Начало в 19.00

  • 26.12

    АРТ-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Перформанс


    Начало в 19.00

  • 13.01

    APT-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Спектакль


    Начало в 19.00

  • 22.01

    АРТ-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Л.Гольштейн

    Лирическая комедия

    Начало в 19:00

«Любите ли вы театр, как я люблю его?..»

Марина Баринова,Театральный Петербург, № 21, декабрь 2004

Вступив в пятый сезон, «Наш театр» обратился к пьесе Александра Моисеевича Володина «Моя старшая сестра». Инициаторами постановки были молодые актеры труппы. В драматургии последних десятилетий они не нашли для себя ничего более притягательного и близкого, чем эта некрикливая, камерная, в меру чувствительная пьеса, сорок лет назад ставшая основой для прославленных спектаклей БДТ и «Современника». А худруку «Нашего театра» Льву Стукалову, младшему современнику Володина, Товстоногова, Ефремова, представилась возможность органично предаться воспоминаниям молодости.

Стукалов поставил «Мою Старшую сестру» дав спектаклю подзаголовок «Воспоминание в двух действиях». Это не подражание старым спектаклям. Молодые актеры их выхода на публику, естественно, не застали. А сейчас могли узнать только по записям и рецензиям. Но как, какими путями пришло к ним столь верное представление об искусстве лучших театров страны? Скорее всего, через медиума, которым стал режиссер. Стукалов сделал все, чтобы приблизить к нам времена, когда театр вдохновенно говорил о несуетном и важном на доступном зрителю языке. Он же вернул в театральный обиход понятие «коллективизм», бывшее причиной многих бед, но и побед. Недаром в начале спектакля персонажи сплоченной, но разношерстой толпой движутся навстречу нам из темноты. Это скупая визитная карточка 50-60-х годов ХХ столетия, черно-белое фото из прошлого. При безмерной бедности составляющих ее единиц толпа духовна, потому и поет под гитару не что-нибудь, а Окуджаву. А это общепринятый признак скрытой формы беспокойства. Песен Окуджавы «о главном» в спектакле много. Голос поэта, вслед за диалогами драматурга — еще один камертон действия, не дающий сюжетным коллизиям свить гнездо в определенном историческом времени, и обеспечивающий «улет» в идеальное.

Формальную же связь между реальностью и искусством создает персонаж по фамилии Медынский (Даниил Кокин). В его обязанности входит напоминать зрителям, что они пришли в театр. В одних случаях он играет режиссера, в других — похож на помрежа, дающего отмашку к началу действия, предлагающего публике занять свои места, приглашающего актеров на сцену. Театр как храм искусства и как объект, обожествленный старшей сестрой Надей,- тематический и смысловой центр спектакля. «Любите ли вы театр всеми силами души вашей?» — вопрошает Надя словами критика Виссариона Белинского. Еще как! Преклоняемся, поскольку БДТ начала 1960-х того стоил. Человек от «Нашего театра» Медынский — это по всем признакам, ныне здравствующий и благоденствующий режиссер, литератор, автор и ведущий радио- и телепередач Александр Аркадьевич Белинский. Но его темперамент и взвинченность как будто позаимствованы у гениального педагога Аркадия Иосифовича Кацмана. Кроме того, Стукалов отдал дань своему учителю Товстоногову, включив фонограмму с его глубоким баритоном в тот момент, когда трепетная Надина душа помимо воли преступила заветную черту, чтобы вкусить от таинства театра. В сцене, когда младшая сестра Лида (неудачно) и Надя (удачно) поступают в театральную студию, Стукалов придумал еде одну театральную шутку: заставил торжественно и внятно перечислить фамилии абитуриентов, ставших теперь людьми наизвестнейшими, обретших сегодня звонкие имена реальных деятелей театра.

Итак, нас пригласили в театр, усадили в кресла, окунули в песенную стихию, предъявили «голоса времени». В этой сценической плазме кристаллизуются володинские герои. Их несколько, но главные — две сестры (старшая — Елена Мартыненко, младшая — Марианна Семенова) и дядя Митя 

(Александр Алексеев). Режиссер не сразу предъявил нам их жизни,<

«Подвал «Нашего театра» – экспериментальное арт-пространство по адресу: ул. Добролюбова, д.1, вход со двора.