Мнение “НАШЕГО” зрителя
Натали Лорье
Приятная неожиданность – пожалуй, еще так я бы назвала для себя этот спектакль «Нашего театра». Я была поражена, что великую пьесу Б. Шоу, которая на протяжении почти сотни лет не дает покоя множеству режиссеров во всем мире, можно поставить вот таким образом – на грани с буффонадой. По началу, признаюсь, мне было непросто воспринимать такую нарочито комическую подачу пьесы. Однако, уже через несколько минут стало понятно, что то, что сначала казалось переигрыванием и кривлянием, вызывавшим внутри меня бунт, отторжение и сопротивление, является одной из задач, поставленной режиссером перед актерами, которую они блестяще выполняют. «Пигмалион» – пьеса, наполненная драматизмом, и от этого еще более удивительно, что творческому коллективу «Нашего театра» удалось представить её в острокомедийной манере, при этом не перекраивая авторский текст и не используя пошлые приемчики а-ля популярные телешоу, чтобы заставить зрителя смеяться. Важно, что на протяжении почти всего спектакля выдержан заданный стиль буффонадной игры. Я пишу «почти» – потому что всё-таки самые драматичные сцены выяснения отношений между Элизой и профессором Хиггинсом, когда затрагиваются серьезные философские, моральные, этические вопросы о ценности человеческой личности, об ответственности творца за своё создание, несколько выпадают из общего рисунка спектакля. На мой взгляд, они проигрывают остальным сценам спектакля, немного отпуская внимание публики и давая ей поскучать («Верните мопса» – слышала я шепот зрителя, сидевшего за моей спиной). По окончании спектакля я задавала себе вопрос, можно ли эти сцены поставить как-то иначе, чтобы сохранить заданный стиль спектакля, и приходила к выводу, что, скорее всего, нельзя. Однако, проснувшись на следующее утро, я изменила своё мнение об этом. На мой взгляд, причиной того, что спектакль начинает немного буксовать, является не только изменение характера представления с комедийного на драматический, но и то, что на сцене остаются всего два персонажа. С самого начала зрителя приучают к тому, что постоянно в действии занято более двух человек, и это придает спектаклю дополнительное движение. Мне кажется, что сцены объяснения Элизы и Хиггинса были бы более увлекательны и в то же время не потеряли своего драматизма, если бы в них участвовали, к примеру, такие персонажи как Бернард Шоу и его ассистент. При этом не нужно искусственно наделять их каким-либо текстом, артистам хватило бы средств пантомимы, которой они прекрасно владеют. Кроме того, это было бы вполне логично, ведь Б.Шоу – создатель, «родитель» этих персонажей, и присутствие его в этих сценах могло бы означать, что он постоянно наблюдает за своими чадами, переживает за них, и ему небезразлична их судьба. Вот такое у меня небольшое замечание к спектаклю. Хотя скорее это даже не замечание, а моя фантазия на тему. А в целом осталось очень хорошее впечатление от спектакля, актеры играли замечательно (в парочку Д.Чернявская – С.Романюк я просто влюбилась). Теперь я рекомендую «Пигмалион» «Нашего театра» всем своим знакомым и друзьям. И большое спасибо Павлу Чердынцеву за предоставленную мне возможность увидеть этот спектакль