СПб ГБУК «Петербург-концерт»

“Наш театр” знает, почем фунт песка

Алексеева Елена. «Деловой Петербург» № 218 (1327) от 06.12.2002

В нашем городе даже пришлось учредить специальный фестиваль для таких театров — “Рождественский парад” (он начинается 14 декабря). Сначала в нем участвовали театры-студии, а потом к движению прибились и небольшие коллективы, которые не вписывались ни в какие другие структуры. С академическими театрами им было явно не по пути – словно утлым лодочкам рядом с “Титаниками”.
У воспитанников режиссера Льва Стукалова после окончания Академии театрального искусства тоже был выбор. Курс подобрался на редкость сильный, и его сразу же начали рвать на части, приглашая в солидные труппы. Молодым артистам не хотелось расставаться, они мечтали о собственном театре. “Наш театр” — так в память о существовавшем в Петербурге 100 лет назад театре Жоржа Питоева назвали они свой коллектив.
Аргонавты идут за спичками
Буквально со школьного порога “Наш театр” попал под крыло “Петербург-концерта”, которому не впервой открывать таланты и давать им возможность выйти в люди. До труппы Стукалова здесь начинали путь в искусство “Рок-опера”, “Лицедеи”, “Молодежный театр”… Конечно, артистам хотелось бы большей самостоятельности, собственной сцены и проч., но надо быть благодарными уже и за то, что гастрольно-концертная организация дает ставки, место для репетиций и выступлений и не вмешивается в творческие проблемы.
Первый спектакль ребята поставили еще на Моховой. Это была “Липериада”, веселое музыкальное представление, которое девочки и мальчики сочинили по мотивам повести финского писателя Майю Лассила “За спичками”. Когда-то эта история была популярна, на экранах шел одноименный фильм. Но фильм был бытовым, с малозаметным нордическим юмором. Молодые артисты обнаружили в сюжете бездны комизма, понятного не только жителям Суоми.
Долгая дорога за спичками, которая уподоблялась древнегреческому мифу об искателях золотого руна, сделала из студентов профессиональных артистов. Они научились петь, танцевать, шутить, играть на музыкальных инструментах и главное — терпеть. Тот, у кого сдавали нервы, уходил в другие, более материально благополучные театры.
От “Игрока” до “Игрока”
За 2,5 года “Наш театр”, несмотря на внутренние терзания, граничившие с кризисом, окреп и превратился в настоящий, хоть и в миниатюре, театр. В его афише шесть спектаклей, у него свой имиджевый дизайн и сайт в интернете. Ученик Георгия Товстоногова, Лев Стукалов знает, что такое “строить театр”, думает о репертуарной политике. Два спектакля из шести — для детей. Это значит, что в театре думают и о кассе, и о будущих зрителях. Сегодня они придут в театр с папой-мамой, а завтра уже сами — на спектакль с зовущим названием “Лав”.
При том что приходится соблюдать и коммерческие интересы, “Наш театр” не жаждет легкого успеха. За весельем, часто царящим на сцене, всегда проглядывают грустные глаза художественного руководителя. Трагические ноты врываются в действие в самый, казалось бы, неподходящий момент. Но разве бывают для трагедии моменты подходящие? Она всегда — некстати.
Считается, что режиссер, как писатель, всю жизнь пишет одну книгу. Возвращаясь к навязчивым идеям, больным темам, терзающим душу мыслям. Лев Стукалов из этой породы рефлексирующих художников. Он по нескольку раз ставит одни и те же пьесы, не желая освобождаться из плена любимых образов.
В “Панночке” Нины Садур, как и в поставленном когда-то (и запланированном на будущее) “Игроке” Достоевского, режиссер вместе с героем каждый раз начинает жизнь заново — с белого листа. Азарт в режиссере и его учениках столь же силен, как и тяга к неизведанному.
Не счесть песчинок