СПб ГБУК «Петербург-концерт»

“Новые тональности володинских мотивов”

Нина Шалимова ("Культура", №9, 03.03.2005)

Всероссийский театральный фестиваль “Пять вечеров”, связанный с именем Александра Володина, впервые заявил о своем существовании в прошлом сезоне. Проведенный под знаком памяти о замечательном драматурге, он предъявил зрителям лучшие современные постановки володинских пьес и сумел занять особое место в фестивальном пространстве России…

… “Володин и володинское” – так устроители определили зерно новой фестивальной программы, призванной выявить и протянуть нити, ведущие из “века минувшего” в “век нынешний”.

Обожаемый несколькими поколениями зрителей, ценимый актерами (и особенно актрисами), глубоко почитаемый интеллигенцией, Володин своими драматическими созданиями прочно вошел в историю отечественного театра и остался в ней навсегда. У какого театрала не забьется сердце при воспоминании о “Пяти вечерах” на сцене БДТ, “Старшей сестре на сцене БДТ и “Современника”, ” С любимыми не расставайтесь” на сцене ленинградского Ленкома или “Дульсинее Тобосской” на сцене Театра Ленсовета! Весь вопрос в том, останутся ли созданные Володиным пьесы эстетически значимыми для следующих театральных поколений театралов? Будут ли обращаться к его драматургическому наследию театры грядущих десятилетий? И появятся ли на наших сценах спектакли, соотносимые с блистательными постановками прошедшей театральной эпохи?..

…Как показали спектакли профессионалов театрального дела, измерение человечности – важнейшее для проникновения в “володинский” круг тем, идей, сюжетов и образов…

…В чеховском ключе прочитана Львом Стукаловым “Моя старшая сестра”, поставленная на сцене возглавляемого им Петербургского “Нашего театра”. Не скрывая влюбленности в навсегда ушедшее артистическое прошлое, режиссер апеллирует к зрительскому опыту старых театралов, вводит в спектакль узнаваемые реалии тогдашней театральной жизни и не останавливается перед цитированием мизансцен знаменитого спектакля советской поры. Однако основное внимание постановщик сосредоточивает не на главной героине, а на взаимоотношениях сестер, любивших друг друга, но постепенно пришедших к взаимному отчуждению.

Собственно, вся сценическая композиция, обрамленная песнями Булата Окуджавы, должна носить название “Две сестры”. Двухактная постановка строится на контрастной смене двух атмосфер, двух настроений, двух интонаций действия. Весь первый акт сестры, радостно вступающие в жизнь, то и дело смеются – весело, искренне, звонко. А весь второй акт, когда в их жизни “все состоялось и ничего не сбылось”, они даже не улыбаются, а если и растягивают губы в вежливой улыбке, то какой-то дежурной, почти вымученной. В старшей сестре (Елена Мартыненко) появляются черты сухости, почти черствости; в младшей (Марианна Семенова) жесткости, почти жестокости. Так сложилась их судьба, что от прежних наивных ожиданий ничего не осталось, а незаметно подступившая новая жизнь обтекает их, словно неодушевленные предметы. Лишь в финале спектакля к сестрам возвращается утраченное чувство родства и они начинают понимать, что если не получается жизнь как счастье, то еще остается жизнь как исполнение долга. Именно эта не слишком веселая мысль находит сочувственный отклик в зрительном зале.