СПб ГБУК «Петербург-концерт»

Счастливый подарок “Нашего театра“

Дмитрий Мажоров ("Петербургский телевик", 27.02-5.03.2006 )

Наверное, все началось, когда я поймал коробок со счастливыми спичками. Он прилетел ко мне со сцены, попал в руку и упал на колени – и я его взял, да простит меня мальчик, который сидел рядом и тоже, видимо, очень хотел коробок получить. Это было весной 2001 года в финале спектакля “Липериада”.
Летний ливень в Липери.
С тех пор “школьное” представление о походах в театр- с обязательным распределением билетов, контролем посещаемости и сочинением на тему “Что мне понравилось в спектакле” – навсегда исчезло из моей памяти. Хотя раньше я считал, что клеймо “нужно пойти в театр” словно кислотой выжжено где-то в подсознании. Побывав впервые на “Липериаде”, я как будто попал под сильнейший летний ливень, который налетел, окатил меня с головы до ног и … исчез, уступив место жаркому солнцу. На следующий день я уже не мог вспомнить в деталях все представление. Но остался образ чего-то светлого, доброго, ясного, чего так не хватает в череде серых будней. И чувство глубочайшей благодарности людям, способным за три часа перенести каждого в сказочный мир, заставить поверить в существование далекой финской деревушки Липери, “записок молодого человека” или Харона, стерегущего реку мертвых.
Великий алхимик
Совершить путешествие в страну с названием “Наш театр” – все равно, что прожить еще одну жизнь. Льву Стукалову, художественному руководителю театра, мастерски удается синтезировать на сцене некий сплав, гармоничное сочетание откровенной буффонады и тончайшего лиризма, динамичного действия, поэтичности и интеллигентности. Каждое представление отличается удивительными находками в пластике, игре света и тени, организации сценического пространства.
Между двух зеркал.
Показателен в этом отношении спектакль “Лягушки” по одноименной комедии Аристофана. Первый акт- баловство и дурачество на сцене, второй – сдобрен изрядной долей трагизма, пусть и в комическом окружении. Строки из бессмертных произведений Софокла и Еврипида сыграны с потрясающей глубиной и самоотдачей.
“Игрокъ” по Достоевскому – зеркальная противоположность “Лягушкам”. Здесь, в отнюдь не смешную, канву сюжета вплетены великолепные по своему тонкому исполнению “улыбки” (слово “шутки”, пожалуй, совсем не подходят к разворачивающемуся на сцене действию).
А ведь есть еще “Панночка”, “Моя старшая сестра”, ”Лав”, ”Ту-би-ду!” и другие постановки. И каждая балансирует на тонкой грани, позволяющей показать обе стороны медали: и радость, и грусть – два чувства, не могущих существовать в нас друг без друга.
Зрители-актеры
Жизнь, рождаемая “Нашим театром” на сцене – это не просто существование некоторого замкнутого мира, Зазеркалья. Актеры играют не для зрителя, а вместе со зрителем. Реакция зала подхватывается и, словно зерно, упавшее в благодатную почву, вырастает в собственный мини-спектакль, играемый в рамках общего действия. Это называют интерактивностью, но безликий термин вряд ли способен выразить незабываемое чувство сопричастности, чувство, испытываемое на каждом, без исключения, представлении.
Молодой театр (труппа была организована в 2000 году) – это, безусловно, уникальное явление в нашем городе. Не знаю, есть ли у вас шанс и сегодня поймать счастливый коробок, но если будет возможность – загляните в “Наш театр”.