СПб ГБУК «Петербург-концерт»

Спектакль в моей голове

Ксения Макарова. Журнал "Театр." Блог от 16 февраля 2019

Что делать, если ты режиссер небольшого и небогатого театра, а хочешь замахнуться на «наше все», предполагающее обилие старинных костюмов, масштабные декорации, многочисленную массовку?
Можно помечтать («А я бы там вот это…»), махнуть рукой и забыть. А можно помечтать, махнуть рукой и создать спектакль, как это сделал Лев Стукалов, художественный руководитель питерского «Нашего театра». Так появился его «Пушкин. Борис Годунов. Спектакль, который никогда не будет поставлен».
И вдруг оказывается, что костюмы и декорации – это чистая условность. Марина Мнишек (Ольга Кожевникова) чудо как хороша в рабочем комбинезоне. Из декораций – стол, стулья да лавка, но этого более чем достаточно. Гришка Отрепьев здесь – вообще не человек, а соломенное чучело.
Режиссер играет с нашим воображением, заставляя его работать. Например, для произнесения знаменитого трагического монолога Годунова зрителю предлагают выбрать своего любимого артиста. В это время актера на сцене сажают спиной к зрительному залу, накрывают покрывалом (царским одеянием), и уже правда верится, что оттуда вещает, как минимум, Сергей Безруков.
Появляется на сцене и Пушкин – такой же условный, как и все происходящее. «Кто в цилиндре, тот и Пушкин», — тонко замечает режиссер (он же – полноправный артист на сцене), и зритель начинает следить за перемещением головного убора. Немного приоткрывается и «кухня» спектакля: режиссер рассказывает зрителю, как на сцене создается шум толпы. И, действительно, получился настоящий гул, хотя этой самой толпы — три человека: барышни с выбеленными гримом лицами успешно воплощают в постановке «народ», тот самый, что в конце «безмолвствует».
За всей легкостью и ироничностью происходящего на сцене стоит колоссальная режиссерская работа. В спектакле нет мощного отвлекающего внешнего фактора, чем часто компенсируют отсутствие режиссерского таланта. Актерам не спрятаться за шикарные костюмы или вычурные декорации, тут каждый – на виду. Каждая сцена – «выстреливает».
В результате, довольно тяжеловесная хрестоматийная классика под рукой мастера становится легкой и изящной камерной постановкой. «Спектакль, который никогда не будет поставлен» не только успешно прошел на сцене, но и сложился в голове каждого зрителя – свой собственный и неповторимый.