“Я – Медея!”
Полина Карпусь Time Out Петербург Октябрь 20 - Ноябрь 2 2006
Впервые за много лет подобран подходящий “ключ” к пьесам Ануя. Это не постановка “простой человеческой истории”. Стукалов предлагает другую трактовку – это рассказ о чужестранке, представительнице другой цивилизации, наглухо замотанной в черный платок, террористке-смертнице.
Аллюзий на современность здесь много: по черной сцене зловеще передвигаются люди в камуфляжной форме; Язон (С.Романюк) строгим костюмом и аккуратной прической напоминает скользкого политического деятеля (или офисного клерка). Но это не воспринимается как грубая конъюнктура.
Это – оправданный художественный прием, который используется для того, чтобы попытаться понять, что движет молодой, красивой женщиной, добровольно идущей на смерть. Что творится в душе “лица кавказской национальности”, убивающего детей?
И если ответить на эти вопросы не удается, то, может быть, получится разобраться в страшной иерархии ценностей, на которых воспитываются эти люди? Медея (Е. Мартыненко) – воительница, фанатично преданная идее. Рядом с ней все выглядит смешно и жалко.
Но мир, в котором воинской чести предпочитают хитрую дипломатию, а любви – кухонное здравомыслие и скромные мещанские радости, явно не для нее.
Финал закономерен – сбросив с себя бесформенные обноски и сапоги, протагонистка швыряет в лицо Язону: “А теперь попробуй, забудь меня!” и, не покорившаяся “цивилизованному” Коринфу, сгорает в пламени, ею же зажженном (эффектнейшая сцена).
Разбавляет патетику забавный персонаж по имени Хомер в чудном исполнении А.Смелова. Он играет слепого музыканта, нищего, каких много в переходах метро, и комментирует действие, потешая публику. По-западному аскетичный, спектакль получился очень режиссерским. Постановка минималистична по оформлению: пустая сцена, натянутая поперек веревка, минимум реквизита. Ничего лишнего, каждая деталь продумана…