СПб ГБУК «Петербург-концерт»

Ближайшие спектакли:

  • 08.12

    Екатерининское собрание Наб.к.Грибоедова 88

    Александр Гельман

    Пьеса о любви

    Начало в 19:00

  • 12.12

    АРТ-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Сценическая фантазия


    Начало в 19.00

  • 26.12

    АРТ-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Перформанс


    Начало в 19.00

  • 13.01

    APT-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Спектакль


    Начало в 19.00

  • 22.01

    АРТ-ПОДВАЛ пр.Добролюбова 1/79

    Л.Гольштейн

    Лирическая комедия

    Начало в 19:00

«Явление Панночки в «Нашем театре»

Таршис Н. ("Невское время", N135, 31 июля 2001 года)

Недавние студенты Театральной Академии составили весьма жизнеспособную труппу. К концу своего первого сезона театр уже стал совершенно нашим, без всяких кавычек. Сейчас в середине лета (мертвый сезон!), в Театре эстрады, приютившем молодую труппу, состоялась премьера. Лев Стукалов поставил «Панночку».

Кто видел «Липериаду», «Лав», «Дело корнета О-ва», «Мэри Поппинс», тот и сам придет на «Панночку». Новички, увидев ее в новом сезоне, не обойдут вниманием остальные спектакли одной из самых наших обаятельный трупп, и уж точно — самой молодой.

Пьеса Нины Садур по мотивам гоголевского «Вия» в свое время широко ставилась, был такой опыт и у Льва Стукалова в бытность его главным режиссером Омской драмы. «Панночка» явилась вновь неспроста. Жизнелюбивая молодая энергия плещет в спектаклях «Нашего театра» каждый паз по-своему, в новых художественных «берегах». В «Панночке» упомянутое качество труппы — и тема, и проблемы спектакля.

Трио казаков — Спирид, Дорош, Явтух — и молодая Хвеська (Юрий Тарасов, Алексей Васильев, Максим Крупский, Юлия Молчанова) — это цепь вариаций на тему воодушевления самим фактом существования. Персонажи передают друг другу, как эстафету, буйную радость принятия жизни. Лидирует, заводит все компанию здесь Спирид с внешностью лубочного запорожца, с гротескной пластичностью раешной куклы. Дебаты вдохновленного Спирида со здравомыслящим Явтухом («Есть ли еще в свете чудеса?»), превращаются в форменный диспут, когда появляется странствующий «философ» Хома Брут (Сергей Романюк). Недоучившейся богослов, сирота, перекати-поле, Хома — казацкий интеллигент, и странно смотрится эта стеснительная фигура (в очках!) среди бесшабашной казачьей компании.

Впрочем, у Хомы предназначение особое. От софистики ему предстоит перейти к практике. Как известно, панская дочь-ведьма выбрала этого странника своей жертвой. Три ночи отпевания Панночки в часовне — это троекратная сказочная битва Хомы с оборотнем, с силами тьмы за оставшийся за стенами мрачной часовни свет. За казацкие пиры, за добрую смешливую Хвеську с ее варениками и пампушками. На третью ночь Хома Брут приносит себя в жертву: гибнет вместе с Панночкой, избавляя мир от зла. Эпилог спектакля — сияющий мир, земной рай: гигантские кавуны, лихие казаки, вереница жизнерадостных потомков бедного философа Хомы Брута во главе с неунывающей Хвеськой.

Спектакль последовательно и определенно мажорен от его зачина (детская страшилка в фонограмме) до высветленного эпилога. Мир зла рассматривается как недоразумение на пути к гармонии. Панночка в спектакле (Марианна Семенова) — формальный знак зла. С явственной долей иронии ее неприкаянность, собственный драматизм несущественны, стихий бытия она не воплощает. Спектакль о другом.

Блестящая работа Юрия Тарасова слегка буксует именно в сцене, когда Спирид, накануне третьей ночи пытаясь одушевить измученного Хому, сам ощущает близкое дыхание могильного холода. Этот момент, столь существенный в пьесе, где миры «дня» и «ночи» более взаимопроницаемы, неслучайно бледен, не акцентирован в спектакле (в отличие, например, от омской постановки). «Наш театр» играет и в самом деле простую моральную притчу, образы казаков неспроста лубочны. Зритель не в накладе: ведь начальный диспут о чудесах решается в его пользу. Обаяние, витальная энергия в «Панночке» — реальное чудо на петербургской сцене, вызывающее мощную благодарную реакцию зала.

«Невское время», N135
31 июля 2001 года

«Подвал «Нашего театра» – экспериментальное арт-пространство по адресу: ул. Добролюбова, д.1, вход со двора.