“За спичками – всем курсом, или “Липериада” на Моховой”
Таршис Н. ("Невское время", 11.01.99)
Товарищи и господа, спектакль плещет счастьем, хватит на всех. Учебный театр дал старт зрелищу рассчитанному на… античный амфитеатр. Все знают советско-финскую кинокомедию по повести М.Лассила “За спичками”. Так вот, в постановке Льва Стукалова не просто смешно, а гомерически смешно (а порой – и, так сказать, гомерически грустно).
Античные блики не случайны, начиная с названия этой “поэмы в шестнадцати песнях”. Люди и звери финского местечка Липери – это самый подлинный “хор”, единый поток жизни, то разбивающийся в брызги индивидуальных талантливых реплик, соло, маленьких ансамблей, то вновь сливающийся воедино (композитор Б.Фогельсон, художник О.Саваренская). Анекдотический сюжет становится действом. Эпические ритмы Калевалы – и театральная игра, и действительная мера этой игры. Постановщик сочинил “Липериаду”, невероятно укрупнив популярную по киноверсии Л.Гайдая историю. Надо думать, свою роль сыграл опыт Аристофановских “Лягушек”, к которым у режиссера Л.Стукалова есть (театралы знают) особенный ключ.
Так или иначе в Учебном театре на Моховой родилось поразительное театральное явление, попирающие все расхожие представления о переживаемом “моменте”, о состоянии наших бедных умов, наконец. Молодые актеры (класс з.д.и. России, профессора В.В.Петрова) развивают такую бешенную творческую энергию, спектакль плещет таким истинно народным, “хоровым” жизнелюбием, что затягивают зал в ту сферу, от которой, казалось, мы давно отлучены. Российские актеры азартно играют своих соседей – финнов, играют мир, где все – соседи, все связаны в одном хороводе жизни.
“Жи-изнь…” – выдыхает хор и горестно, и восхищенно. В этом действии есть рай и преисподняя, здесь сватаются и воскресают из мертвых. Здесь зритель успевает каждого заметить, запомнить и полюбить – жителей Липери и Йоки (один колоритней, обаятельней другого) и также их живость – от беспечного поросенка до горько удрученной лошади. Юмор и лирика переплетены в молодом прибое жизненной и творческой энергии, обрушивающемся на благодарный зал. У спектакля не только легкое, но и мощное дыхание – пожелаем ему счастливой доли.
“Невское время”
11.01.99