СПб ГБУК «Петербург-концерт»

Липериада

liperiada1
liperiada3
liperiada10
liperiada4
liperiada2
liperiada5
liperiada6
liperiada7
liperiada8
liperiada9
Спектакль стал победителем регионального фестиваля
“Рождественский парад” в 2000 году
Комический музыкальный эпос
по повести Майю Лассила “За спичками”
Постановка Льва СТУКАЛОВА
Художник Ольга САВАРЕНСКАЯ
Композитор Борис ФОГЕЛЬСОН
Критика
“Липериада” – комический музыкальный эпос, созданный Л.Стукаловым (текст) и Б.Фогельсоном (музыка) по мотивам знаменитой повести Майю Лассила (“За спичками”), – это, как говорится в шоу-бизнесе, стопроцентный хит. Липери – имя финской деревеньки, где живут герои, обращено в светлый образ чудесного народного рая, и весь долгий, затейливый, сценический рассказ ведется о простой, милой, счастливой жизни. О том, что жизнь хороша и жить хорошо.
Весьма теплый душевный контакт выходит у липериан со своими зрителями, которые сами превращаются в таких же липериан. Это чистая, смешная, немудреная и прекрасная “Липери” обретается в нас каким-то непотопляемым островком, как жила, например, в малышах – героях писателя Льва Кассиля их “заветная” Швамбрания. Игра, клоунада, шутовство – а образ дивной аппетитной жизни, пахнущей молоком, хлебом, навозом, полной радости и труда, выходит самый настоящий и ужасно заразительный.
Волны общего одушевления так светло и весело плещутся внутри спектакля, что трудно углядеть размеры индивидуальных одаренностей. Ей-богу, кажется, что талантливы все скопом и равномерно, хотя, конечно, такого не бывает…”.
“Жизнь хорошая такая”, Москвина И.
(“Театр”, N3, 2000 год)”Повесть знаменитого финского писателя Майю Лассилы “За спичками” легко могла бы превратиться на сцене в незамысловатую историю о забавах двух деревенских забулдыг, в ряд жанровых сцен, перемежаемых этнографическим переплясом. Нам же – благодаря вкусу создателей спектакля режиссера Льва Стукалова (написавшего пьесу по мотивам книги), художницы Ольги Саваренской и композитора Бориса Фогельсона – предложили иное: парадоксальное, вослед гомеровскому эпосу, название “Липериада”… Оно при всей своей ироничности звучит абсолютно оправданно. Только Гомер писал о подвиге героев, а создатели и исполнители спектакля посвятили его жителям финской деревушки.
…Тема творческого преодоления повседневности – важнейшая в спектакле. Пустое пространство расцвечено фейерверком пестрых юбок “пейзанок”, утонченные линии шляпок героинь – приметы настоящей фантазии. Но центр этого дивного мира – синее фортепиано. Музыкальный инструмент, далеко не единственный в деревне, значим как главный инструмент жизни, помогающий людям выразить себя. Здесь в каждом доме – по баяну, или скрипке, или флейте, которые без дела не остаются.
…Когда двинется в путь “телега жизни”, увозящая героев, “хор” – отлично выученные талантливые молодые актеры! – начнет превращаться то в веселую зеленую рощицу у дороги, то в “поезд” или “пароход” – фантазия постановщика заводит их далеко.
…Под стать трагической клоунессе бредет по ночной дороге потерявшаяся лошадь (Ксения Каталымова) – с растрепанными от скитаний волосами, в длинном черном пальто, неуловимо напоминая феллиниевскую Джельсомину. Жанр спектакля трансформируется от фарса к трагикомедии. Но герои останутся верны себе, своему поэтическому мироощущению. В финале супруги Анти и Анна-Лиза нерасчетливо зажгут единственную принесенную спичку, чтобы осветить неповторимый миг бытия…”.

“На огонек последней спички”, Дорофеева И.
(“Вечерний Петербург”, 26.11.99)”Античные блики не случайны, начиная с названия этой “поэмы в шестнадцати песнях”. Люди и звери финского местечка Липери – это самый подлинный “хор”, единый поток жизни, то разбивающийся в брызги индивидуальных талантливых реплик, соло, маленьких ансамблей, то вновь сливающийся воедино (композитор Б.Фогельсон, художник О.Саваренская). Анекдотический сюжет становится действом. Эпические ритмы Калевалы – и театральная игра, и действительная мера этой игры. Постановщик сочинил “Липериаду”, невероятно укрупнив популярную по киноверсии Л.Гайдая историю. Надо думать, свою роль сыграл опыт Аристофановских “Лягушек”, к которым у режиссера Л.Стукалова есть (театралы знают) особенный ключ.
…Молодые актеры развивают такую бешенную творческую энергию, спектакль плещет таким истинно народным, “хоровым” жизнелюбием, что затягивают зал в ту сферу, от которой, казалось, мы давно отлучены. Российские актеры азартно играют своих соседей – финнов, играют мир, где все – соседи, все связаны в одном хороводе жизни.
…”Жи-изнь…” – выдыхает хор и горестно, и восхищенно. В этом действии есть рай и преисподняя, здесь сватаются и воскресают из мертвых. Здесь зритель успевает каждого заметить, запомнить и полюбить – жителей Липери и Йоки (один колоритней, обаятельней другого) и также их живость – от беспечного поросенка до горько удрученной лошади. Юмор и лирика переплетены в молодом прибое жизненной и творческой энергии, обрушивающемся на благодарный зал. У спектакля не только легкое, но и мощное дыхание – пожелаем ему счастливой доли…”.

“За спичками – всем курсом, или “Липериада” на Моховой”, Таршис Н.
(“Невское время”, 11.01.99)
  1. Комментариев пока нет, но вы можете создать первый

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *