СПб ГБУК «Петербург-концерт»

Ближайшие спектакли:

Липериада

liperiada1

liperiada3

liperiada10

liperiada4

liperiada2

liperiada5

liperiada6

liperiada7

liperiada8

liperiada9

Спектакль стал победителем регионального фестиваля
«Рождественский парад» в 2000 году
Комический музыкальный эпос
по повести Майю Лассила «За спичками»
Постановка Льва СТУКАЛОВА
Художник Ольга САВАРЕНСКАЯ
Композитор Борис ФОГЕЛЬСОН
Критика
«Липериада» — комический музыкальный эпос, созданный Л.Стукаловым (текст) и Б.Фогельсоном (музыка) по мотивам знаменитой повести Майю Лассила («За спичками»), — это, как говорится в шоу-бизнесе, стопроцентный хит. Липери — имя финской деревеньки, где живут герои, обращено в светлый образ чудесного народного рая, и весь долгий, затейливый, сценический рассказ ведется о простой, милой, счастливой жизни. О том, что жизнь хороша и жить хорошо.
Весьма теплый душевный контакт выходит у липериан со своими зрителями, которые сами превращаются в таких же липериан. Это чистая, смешная, немудреная и прекрасная «Липери» обретается в нас каким-то непотопляемым островком, как жила, например, в малышах — героях писателя Льва Кассиля их «заветная» Швамбрания. Игра, клоунада, шутовство — а образ дивной аппетитной жизни, пахнущей молоком, хлебом, навозом, полной радости и труда, выходит самый настоящий и ужасно заразительный.
Волны общего одушевления так светло и весело плещутся внутри спектакля, что трудно углядеть размеры индивидуальных одаренностей. Ей-богу, кажется, что талантливы все скопом и равномерно, хотя, конечно, такого не бывает…».
«Жизнь хорошая такая», Москвина И.
(«Театр», N3, 2000 год)»Повесть знаменитого финского писателя Майю Лассилы «За спичками» легко могла бы превратиться на сцене в незамысловатую историю о забавах двух деревенских забулдыг, в ряд жанровых сцен, перемежаемых этнографическим переплясом. Нам же — благодаря вкусу создателей спектакля режиссера Льва Стукалова (написавшего пьесу по мотивам книги), художницы Ольги Саваренской и композитора Бориса Фогельсона — предложили иное: парадоксальное, вослед гомеровскому эпосу, название «Липериада»… Оно при всей своей ироничности звучит абсолютно оправданно. Только Гомер писал о подвиге героев, а создатели и исполнители спектакля посвятили его жителям финской деревушки.
…Тема творческого преодоления повседневности — важнейшая в спектакле. Пустое пространство расцвечено фейерверком пестрых юбок «пейзанок», утонченные линии шляпок героинь — приметы настоящей фантазии. Но центр этого дивного мира — синее фортепиано. Музыкальный инструмент, далеко не единственный в деревне, значим как главный инструмент жизни, помогающий людям выразить себя. Здесь в каждом доме — по баяну, или скрипке, или флейте, которые без дела не остаются.
…Когда двинется в путь «телега жизни», увозящая героев, «хор» — отлично выученные талантливые молодые актеры! — начнет превращаться то в веселую зеленую рощицу у дороги, то в «поезд» или «пароход» — фантазия постановщика заводит их далеко.
…Под стать трагической клоунессе бредет по ночной дороге потерявшаяся лошадь (Ксения Каталымова) — с растрепанными от скитаний волосами, в длинном черном пальто, неуловимо напоминая феллиниевскую Джельсомину. Жанр спектакля трансформируется от фарса к трагикомедии. Но герои останутся верны себе, своему поэтическому мироощущению. В финале супруги Анти и Анна-Лиза нерасчетливо зажгут единственную принесенную спичку, чтобы осветить неповторимый миг бытия…».

«На огонек последней спички», Дорофеева И.
(«Вечерний Петербург», 26.11.99)»Античные блики не случайны, начиная с названия этой «поэмы в шестнадцати песнях». Люди и звери финского местечка Липери — это самый подлинный «хор», единый поток жизни, то разбивающийся в брызги индивидуальных талантливых реплик, соло, маленьких ансамблей, то вновь сливающийся воедино (композитор Б.Фогельсон, художник О.Саваренская). Анекдотический сюжет становится действом. Эпические ритмы Калевалы — и театральная игра, и действительная мера этой игры. Постановщик сочинил «Липериаду», невероятно укрупнив популярную по киноверсии Л.Гайдая историю. Надо думать, свою роль сыграл опыт Аристофановских «Лягушек», к которым у режиссера Л.Стукалова есть (театралы знают) особенный ключ.
…Молодые актеры развивают такую бешенную творческую энергию, спектакль плещет таким истинно народным, «хоровым» жизнелюбием, что затягивают зал в ту сферу, от которой, казалось, мы давно отлучены. Российские актеры азартно играют своих соседей — финнов, играют мир, где все — соседи, все связаны в одном хороводе жизни.
…»Жи-изнь…» — выдыхает хор и горестно, и восхищенно. В этом действии есть рай и преисподняя, здесь сватаются и воскресают из мертвых. Здесь зритель успевает каждого заметить, запомнить и полюбить — жителей Липери и Йоки (один колоритней, обаятельней другого) и также их живость — от беспечного поросенка до горько удрученной лошади. Юмор и лирика переплетены в молодом прибое жизненной и творческой энергии, обрушивающемся на благодарный зал. У спектакля не только легкое, но и мощное дыхание — пожелаем ему счастливой доли…».

«За спичками — всем курсом, или «Липериада» на Моховой», Таршис Н.
(«Невское время», 11.01.99)
  1. Комментариев пока нет, но вы можете создать первый

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Подвал «Нашего театра» – экспериментальное арт-пространство по адресу: ул. Добролюбова, д.1, вход со двора.